Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия
Контактная информация
443096, г.Самара,
ул. Мичурина, 13
приемная: (846) 265-08-69
e-mail: office@regsamarh.ru

Информация о выставке

Историко-документальная выставка, подготовлена к 100-летию со дня образования в Самаре первого университета.  10 августа 1918 г. приказом № 216 Комитета членов Учредительного собрания Педагогический институт, учрежденный Самарским губернским земством в память 19 февраля 1861 г., был преобразован в Самарский университет, со всеми правами и преимуществами, присвоенными Российским университетам. И именно с этого момента начинается развитее университетского образования в Самарском крае.

В историко-документальную выставку включены 127 документов из 9 фондов Центрального государственного архива Самарской области. Основой для выставки стали документы фонда Р-28. Самарский государственный университет.

Хронологические рамки выставки охватывают временной период с начала 1900-х гг. XX в. (с момента «зарождения» идеи создания в г. Самаре высшего учебного заведения), включают в себя период существования  Педагогического института, учрежденного Самарским губернским земством в память 19 февраля 1861 г. (октябрь 1917 г. – август 1918 г.), период существования Самарского государственного (народного) университета с августа 1918 г. по 1927 г.

Историко-документальная выставка включает в себя четыре раздела.

Первый раздел выставки посвящен «предыстории» создания высшего учебного заведения в г. Самаре. 

Идея открытия в Самаре высшего учебного заведения родилась еще в 70-х – 90-х гг. XIX века среди местных прогрессивных интеллигентов. Однако создать в Самаре собственный университет не удавалось длительное время.

Особенно важную просветительскую роль сыграло Самарское общество народных университетов, созданное 1 февраля 1908 г. Учредителями общества стали: Н. А. Шишков, П. А. Конский, П. А. Преображенский, Е. Л. Кавецкий, А. В. Тейтель. Общество состояло из представителей местной городской интеллигенции: преподавателей, врачей, инженеров, музыкантов, художников. Целью общества являлось просвещение широких народных масс, главным образом служащих и учащихся, в области гуманитарных наук путем проведения лекций, литературно-музыкальных вечеров и т.д., а также доступность широким народным массам внешкольного образования. Также функционировало Общество содействия открытию высшего учебного заведения в Самаре.

16 октября 1911 г. в Самаре состоялось торжественное открытие Самарского учительского института, который относился к типу средних учебных заведений для подготовки учителей городских начальных школ.

Таким образом, в первой половине XX в. в Самаре сложились необходимые условия для создания высшей школы, однако, начавшееся в 1914 г. Первая Мировая война, сложная экономическая и политическая ситуация в стране в целом, отложили появления в Самаре университета еще на 6 лет, вплоть 21 августа 1917 г. когда Самарским губернским земством, в память 19 февраля 1961 г.,  был учрежден Педагогический институт. 

Второй раздел посвящен истории Педагогического института, учрежденного Самарским губернским земством 21 августа 1917 г. в память 19 февраля 1861 г., в составе одного факультета – историко-филологического. Институт был образован на базе Высшего земского педагогического института (преобразован в 1913 г. из женского Земского педагогического института) и эвакуированного в г. Самару с началом Первой мировой войны из Вильно Учительского института. Вокруг института сплачиваются видные местные педагоги, приглашаются профессора из других городов. В ноябре 1917 г. в г. Самару прибывают академик В. Н. Перетц, профессор А. П. Нечаев, который становится директором Педагогического института, а в дальнейшем первым ректором Самарского университета, А. В. Багрий, В. П. Адрианова-Перетц и другие. На первый курс было принято 290 студентов, причем принимались в «молодой» Педагогический институт лица обоего пола, «окончившие курс мужских и женских средних учебных заведений». Институт принадлежал к разряду высших учебных заведений. И имел цель «давать слушателям высшее общее и педагогическое образование». Предполагалось, что окончившие институт, получают дипломы, «дающие те же права, что и дипломы об окончании университетского курса и сверх того звание учителей и учительниц средних учебных заведений».

Следует отметить, что становление Педагогического института происходило в сложнейших социально-экономических и политических условиях, послереволюционных событий 1917 г. Но несмотря на это общественность губернии активно поддерживала институт, о чем свидетельствует в том числе и благотворительные пожертвования в фонд института, на которые в дальнейшем были учреждены именные стипендии, благодаря которым студенты, не имеющие материальной возможности платить за обучение, но обладающие необходимым потенциалом для получения высшего образования могли это образование получить. Так, к примеру, на благотворительное пожертвование преосвященного Михаила, епископа Самарского и Ставропольского была учреждена одноименная стипендия. Еще одним «благотворительным жестом» стало пожертвование Общественным собранием Педагогическому институту своей библиотеке.

Однако открытие в Самаре Педагогического института не вполне удовлетворяло «нужды общественности». По-прежнему остро стоял вопрос об открытии в городе именно университета. И непосредственно от студентов Педагогического института, и от широких кругов самарского общества во все инстанции поступали многочисленные петиции о «преобразовании Педагогического института в Университет».

И наконец, 10 августа 1918 г. мечта исполнилась – педагогический институт был преобразован в университет.

Поскольку остро стоял вопрос о педагогических кадрах для начальной и средней школы, Виленский педагогический институт было решено сохранить в качестве самостоятельного учебного заведения. С 1 января 1919 г. его стали именовать Самарским педагогическим институтом, а в начале 1920 г. Самарский педагогический институт был реорганизован в Институт народного образования. С сентября 1921 г. вуз был преобразован в педагогический факультет Самарского университета.

Третий раздел вставки посвящен истории Самарского университета с момента его образования в августе 1918 г. до полой ликвидации в 1927 г.

10 августа 1918 г. приказом № 216 Комитета членов Всероссийского учредительного собрания Педагогический институт был преобразован в Самарский университет, со всеми правами и преимуществами, присвоенными Российским университетам. В тот же день, приказом № 217 по ведомству народного просвещения Комитета членов Всероссийского учредительного собрания был избран ректор университета и назначен преподавательский состав.

11 августа того же года состоялось первое торжественное заседание Совета Самарского университета с присутствием высокопоставленных гостей М. А. Шашина, В. Вольского, Н. Л. Дмитриева и др.

11 августа же состоялось и благотворительное мероприятие в пользу «молодого университета» – «День просвещения – День Самарского университета». Также в фонд университета были собраны многочисленные добровольческие пожертвования от различных общественных организаций, предприятий и учреждений г. Самары, от частных лиц, порой предпочитавших остаться неизвестными.

Университет продолжил работу после повторного установления советской власти в Самаре, однако остро стоял вопрос об официальном признании университета новыми властями. С этой целью 18 октября 1918 г. была отправлена делегация в Москву. 16 декабря 1918 г. Наркомпрос поддержал ходатайство делегации и сделал представление в Совет народных комиссаров. 21 января 1919 г. Совет народных комиссаров специальным декретом учреждает университеты в Самаре и некоторых других городах. Таким образом, Самара осталась университетским городом.  

Университет разместился в четырех главных корпусах: первый – на ул. Алексеевской (ул. Красноармейской) – в здании бывшей земской школы; второй – на ул. Соборной (ул. Молодогвардейской), в здании бывшего духовного училища; третий – на ул. Самарской, в здании бывшего ресторана «Аквариум»; четвертый – на ул. Садовой, в здании бывшего кинематографа «Фурор». В первый год университет работал в составе лишь одного историко-филологического факультета  с двумя отделениями (историческое и словесное).

Первого января 1919 г. в университете открылся медицинский факультет. Первым деканом факультета стал профессор В. В. Гориневский. Лекционные курсы читали: П. М. Никифоровский, М. И. Аккер, А. А. Корнилов, Е. Л. Кавецкий.

10 октября 1919 г. постановлением Совета профессоров в составе естественно-медицинского факультета было открыто математическое отделение. А 30 декабря 1919 г. началась самостоятельная работа физико-математического факультета в составе трех отделений: естествознания, математического и химико-фармацевтического. До 15 мая 1920 г. в составе физико-математического факультета работало агрономическое отделение, которое 15 мая 1920 г. выделилось в самостоятельный факультет, а 20 апреля 1922 г. агрономический факультет Самарского университета был преобразован в самостоятельный сельскохозяйственный институт.

В конце 1919 г. в университете был открыт рабочий факультет.

В июне 1920 г. историко-филологический факультет был преобразован в социально-исторический.

15 сентября 1921 г. в составе Самарского университета был открыт педагогический факультет, который возник путем слияния Самарского института народного  образования с физико-математическим и социально-историческими факультетами Самарского университета. 

Несмотря на всю непростую социально-политическую и экономическую ситуацию, сложившуюся стране университет постепенно набирал силу. Открывались новые лаборатории, обсерватории, наращивалась исследовательская база, проводились археологические раскопки.  Так, 10-15 сентября 1920 г. в университете состоялся первый научный съезд, имеющей целью обсуждение ряда вопросов, посвященных развитию университетского образования. Также при университете активно функционировало общество археологии, истории, этнографии и естествознания, организованное 2 ноября 1919 г., целью которого было «всестороннее изучение родного края, содействие своим членам в их научной деятельности и широкое распространение сведений о местном крае». С окончанием гражданской войны и стабилизацией ситуации в стране увеличился приток студентов из других губерний.  

Однако, в силу ряда факторов, как политических, так и социально-экономических, Самарская губерния оказалась одной из наиболее пострадавших за годы гражданской войны, особенно тяжело переносился «недород» 1920 г., и голод 1921 г. Все это усугубило финансовые трудности, которые и без того терпел университет. Материальное положение университета ухудшилось. Несколько лет университет вел тяжелую борьбу за свое сохранение. Так в 1922 г. была проведена «Неделя помощи университету», в рамках которой в фонд университета были собраны значительные денежные средства. Неоднократно университет обращался за помощью к благотворительным организациям: Американской администрации помощи, Шведскому обществу Красного креста, Российскому красному кресту.

Однако всего этого для нормального функционирования университета было недостаточно. Постепенно закрывались факультеты университета: социально-исторический, физико-математический, педагогический факультеты. Сроки ликвидации университета неоднократно переносились. Дольше всех удалось сохраниться медицинскому факультету. До 1927 г. работали клиники, лаборатории, велась научно-исследовательская работа, функционировали научные общества врачей. Однако в трудных условиях, без материальной поддержки государства существование университета стало невозможным, и он был закрыт.

Деятельность университета не прошла бесследно. Материальный, кадровый, интеллектуальный потенциал Самарского университета лежит в основе быстрого становления самарских сельскохозяйственного, педагогического, медицинских институтов. Преподаватели и выпускники Самарского университета принимали активное участие в создании ряда вузов Оренбурга, Ульяновска, Пензы, Саранска. 

Четвертый раздел историко-документальной выставки посвящен преподавательскому составу университета и студентам университета.

С момента своего образования 10 августа 1918 г. и вплоть до полной ликвидации в 1927 г. Самарский университет комплектовался исключительно высокопрофессиональными преподавательскими кадрами. Преподавать в Самарский университет приезжали профессора из университетов Москвы и Санкт-Петербурга, Казани и других «исконно университетских городов». Некоторые из преподавателей получали профессорские звания, уже работая в Самарском университете, становились впоследствии учеными с мировым именем.

Так в разное время в Самарском университете преподавали: Иван Андреевич Ветохин, Валентин Владиславович Гориневский, Валентина Васильевна Гориневская, Гурий Васильевич Колосов, Юлий Вениаминович Протугалов, Павел Иванович Пичугин, Сергей Дмитриевич Львов, Алексей Васильевич Ливеровский, Николая Николаевича Колодницкий и многие другие.

В фонде Самарского государственного университета хранятся многочисленные личные дела преподавателей университета. Предоставить их все не представляется возможным и целесообразным. Для настоящей выставки были отобраны документы, касающиеся четырех ректоров университета и преподавателей, которые одними из первых откликнулись на «приглашение» молодого университета.

Первым ректором университета стал  Нечаев Александр Петрович (24. 10. 1870 – 6. 09. 1948 гг.) – психолог, доктор педагогических наук, один из основоположников экспериментальной педагогики. С 1890 г. по 1894 г. обучался на философском отделении историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1897 г. получил степень магистра философии. В 1898 г. после стажировки в Германии увлекся экспериментальным изучением детского развития. Осенью 1899 г. организовывал в ряде петербургских учебных заведений изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. 24 октября 1901 г. была открыта созданная ими лаборатория экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее. В 1910 г. в Санкт-Петербурге по инициативе Нечаева было создано Общество экспериментальной педагогики. В 1910 г., 1919 г., 1916 г. Нечаев выступал инициатором проведения Российских съездов по экспериментальной педагогике. В 1917 г. был приглашен в Самару на должность директора Самарского педагогического института, в 1918 г. после преобразования Педагогического института в Самарский университет становится ректором университета. В 1921 г. уехал из Самары в Москву, где был избран профессором Московского государственного психоневрологического института, а в 1922 г. стал его директором. 2 апреля 1935 г. постановлением особого совещания НКВД осужден по статье 58 часть 10. Приговорен к ссылке в Казахстан. Отбывал ссылку в Семипалатинске, где занимался проблемами физиотерапии, психиатрии.

23 февраля 1919 г. новым ректором университета был избран Ивановский Владимир Николаевич (13.07.1867 – 4.01.1939 гг.) – философ, деятель университетского образования. В 1890 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета, работал ученым секретарем журнала «Вопросы философии и психологии». Приват-доцент Московского (с 1889 г.), Казанского (1904-1912 гг.) университетов. Автор одной из первых книг по философии науки в России. В 1918 г. был приглашен в Самару для преподавания курса истории педагогических учений на историко-филологическом факультете Самарского университета. Занимал  пост ректора Самарского университета до 1921 г. С 1921 г. по 1927 г. работал в Белорусском университете. В 1927 г. вышел в отставку. Последние 12 лет жизни занимался только научной работой, также переводами классических трудов по философии. 

С 1921 г. по 1923 г. должность ректора занимает Фридолин Петр Петрович (02.09.1876 – 19.12.1949 гг.), профессор. В 1989 г. окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, долгое время провел в Италии, занимался исследованием истории Западной Европы, историей Италии периода позднего Средневековья и эпохи Возрождения. В ноябре 1918 г. переехал в г. Самару приняв должность доцента всеобщей истории в Самарском педагогическом институте (позже в Самарском университете), вскоре был избран Советом историко-филологического факультета экстраординарным профессором. 23 февраля 1919 г. стал помощником ректора Самарского университета Ивановского Владимира Николаевича. В марте 1921 г. был избран на должность ректора Самарского университета, в 1922 г. переизбран в той же должности и занимал этот пост до декабря 1923 г. Одновременно являлся председателем Самарского общества археологии, истории, этнографии и естествознания. После 1923 г. переехал в Баку и до 1946 г. преподавал в Бакинском государственном университете на кафедре всеобщей истории.  

Последним ректором Самарского университета, за обозначенный хронологический период, в 1923 г. становится  Кавецкий Евгений Леопольдович (1864- 1939 гг.) – российский врач патологоанатом, психиатр и эпидемиолог, доктор медицины, профессор. Окончил медицинский факультет Одесского университета. После окончания учебы работал в Полтаве. После 1896 г. переехал в Самару, поскольку в то время увлекся эпидемиологией, а в Полтаве практику найти не мог. Вместе  с этим был терапевтом и педиатром. С 1898 г. возглавлял патологоанатомическую службу Самары при земской больнице и проводил многочисленные патогистологические и бактериологические исследования. С 1919 г. стал читать курс патологической анатомии в Самарском университете, а с 1920 г. по 1936 г. был руководителем кафедры патологической анатомии. В 1922-1931 гг. был директором патологоанатомического института при больнице им. Пирогова. В 1929 – 1939 гг. – директором Средневолжского санитарно-бактериологического института. Занимал он пост ректора Самарского университета вплоть до полной ликвидации университета в 1927 г.

Одними из первых преподавателей университета стали:

Аккер Михаил Иванович (19.08.1869 г. – 12.01.1944 г.), доктор медицинских наук, профессор, заслуженный  врач РСФСР (с 10 марта 1943 г.),  педагог. Родился в г. Ставрополе, окончил с золотой медалью Самарскую мужскую гимназию, Казанский университет (экстерном). До 1917 г. – член Самарского отделения Общества охраны народного здравия и общества врачей. С 1906 г., в течение 38 лет руководил Пастеровской станцией. С 1918 г. – первый заведующий кафедрой нормальной анатомии Самарского университета. С момента создании НИИ гигиены и экологии человека Самарского государственного медицинского университета был заместителем директора по научной работе. 

Баранников Алексей Петрович (09.03.1890 – 05.09.1952 гг.) – советский филолог и  индолог, основатель школы изучения современных индийских языков в СССР, доктор филологических наук, профессор ЛГУ (с 1922 г.), академик Академии наук СССР (с 1939 г.), директор института востоковедения АН СССР (в 1938-1941 гг.). Окончил экстерном историко-филологический факультет Киевского университета, после окончания университета остался при университете и посвятил себя научной деятельности. В 1920-е гг. стал инициатором постановки научной разработки проблем новоиндийского языкознания и литературоведения. С 1917 г. по 1920 г. преподавал санскрит и сравнительное языкознание в Самарском университете. Написал большое количество трудов по средневековым и современным языкам Индии, древнеиндийской литературе. Оригинальным вкладом Баранникова в науку, до сих пор не утратившим значение, являются его труды по изучению языка, фольклора и истории цыган.

Гольмстен Вера Влалимировна (13.01.1880 – 1942 гг.), доктор исторических наук, археолог. В 1907-1910 гг. проходила обучение в Московском археологическом институте, была ученицей известного археолога В. А. Городцова. В 1909 г. проводила раскопки ряда памятников Уфимской губернии. В 1910 г. участвовала в исследованиях Подболотьевского могильника. По окончании института работала научным сотрудникам исторического музея. В 1911-1912 гг. вела раскопки на Уфимском и Охлебинском городищах, Бахмутинском могильнике. В 1919 г. приехала в Самару, в начале преподавала в Самарском университете, а затем  с 1922 г. была директором губернского музея. С 1919 по 1930 гг. организовала десять археологических экспедиций по Самарской губернии от Общества археологии, истории и этнографии при Самарском государственном университете. Исследовала памятники палеолита (Постников Овраг), мезолита, энеолита (Березняки), ею было начато изучение памятников неолита (Барабашинский овраг), выявлено около 300 памятников эпохи бронзы. В 1929 г. уехала в Ленинград (Санкт-Петербург) где работала в Государственном Эрмитаже и в Государственной академии материальной культуры. В 1935 г. получила степень доктора исторических наук. Погибла от голода во время блокады в марте 1942 г.

Лурье Соломон Яковлевич (26.12.1990 – 30.10.1964 гг.), доктор исторических наук (с 1934 г.), доктор филологических наук (с 1943 г.), профессор (с 1927 г.), один из крупнейших исследователей общественных отношений античности и древнегреческой науки, автор более 200 опубликованных научных работ,  в том числе более 20 отдельно изданных книг. В 1913 г. окончил классическое отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. В 1918 г. сдал магистерский экзамен. 9 апреля 1918 г. в заседании Совета был избран штатным преподавателем исторического факультета Педагогического института Самарского губернского земства (с августа 1918 г. Самарского университета). 10 августа 1918 г. утвержден доцентом на кафедре классической филологии. С 1918 г. по 1920 г. преподавал в Самарском университете. В 1921-1929 гг. преподавал в Ленинградском Государственном университете. В 1934-1941 гг. был профессором исторического факультета Ленинградского Государственного университета. С 1950 г. по 1952 г. работал в Одесском институте иностранных языков, затем переехал во Львов, где до конца жизни был профессором кафедры классической филологии Львовского университета.

Манойлова Ольга Семеновна (01.06.1880 – 1962 гг.), биохимик, профессор, первая женщина профессор Самарского университета. Окончила в 1904 г.  Петербургские Высшие женские курсы по естественному отделению физико-математического факультета. Затем в 1905 г. уехала в Париж, где работала в Пастеровском институте под руководством И. И. Мечникова, позднее переехала в Германию, где работала у П. Эйлера. В 1919 г. переехала в Самару, где стала преподавателем по физиологической химии. В 1920 г. получила профессорское звание. Далее ее жизнь неразрывно связана с Самарой (Куйбышевым) с Самарским университетом, а впоследствии с Куйбышевским медицинским институтом. 

Никифоровский Петр Михайлович (25.11.1879 – 05.05.1952 гг.), ученик И. П. Павлова,  физиолог, доктор медицины (с 1910 г.), профессор (с 1920 г.), автор более 40 научных работ. В 1907 г. окончил военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге. В 1907-1910 гг. стажер кафедры физиологии, врач-практикант физиологического отделения Института экспериментальной медицины. В 1913-1917 гг. – врач при кафедре физиологии военно-медицинской академии, в 1917-1919 гг. – помощник заведующего физиологического отделения Института экспериментальной медицины. В 1919 г. по рекомендации И. П. Павлова получил должность на кафедре физиологии естественно-медицинского факультета Самарского университета. 13 мая 1919 г. на заседании Совета университета Никифоровскому П. М. было присвоено звание профессора физиологии. С 1919 г. по 1920 г. занимает должность заведующего кафедрой физиологии Самарского университета. В 1920 г. переезжает в Воронеж, где с 1920 г. по 1939 г. занимает должность заведующего кафедрой физиологии  медицинского факультета Воронежского государственного университета, затем Воронежского государственного медицинского института. С 1940 г. по 1947 г. заведовал кафедрой физиологии Ставропольского медицинского института, с 1947 г. Львовского университета.

Перетц Владимир Николаевич (19(31).01.1870 – 24.09.1935 гг.), советский филолог, историк литературы, фольклорист, искусствовед, педагог, академик Петербургской академии наук (с 1914 г.), член многих ученых обществ (русского географического общества, русского педагогического общества и др. научных обществ). Обучался на историко-филологическом факультете Петербургского университета с 1889 г. по 1893 г. В 1900 г. защитил магистерскую, а в 1902 г. –докторскую диссертации. Преподавал в Киевском и Петербургском университетах. В 1917-1921 гг. работал в Самаре. Стал одним из создателей и профессором Педагогического института Самарского губернского земства (1917 г.), а затем Самарского университета. В 1921-1933 гг. работал в Академии наук СССР в Петрограде (Ленинграде). Занимался общими вопросами литературоведения, взаимоотношениями литературы и фольклора. За научные работы неоднократно награждался золотыми медалями и премиями. В апреле 1934 г. арестован по делу «Российской национальной партии» («Дело славистов») и постановлением коллеги ОГПУ сослан на три года в Саратов. Умер в ссылке.

Тарасов Ефим Иванович (13.10.1870 – 1928 гг.), профессор, историк, издатель дневников и писем Н. И. Тургенева. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1903 г. окончил еще Петербургский археологический институт, а в 1907 г. выдержал экзамен на степень магистра русской истории при Санкт-Петербургском университете. В 1908 г. вторым отделением Академии наук был приглашен к сотрудничеству в качестве редактора издания документов и материалов по делу декабристов, он стал одним из первых историков, который изучал следственные материалы декабристов. Среди декабристов особое внимание уделял биографии Н. И. Тургенева, издавал его дневники и письма. 12 сентября 1917 г. приглашен в Самару в открывающийся педагогический институт Самарского губернского земства. 1 августа 1918 г. был избран помощником директора института, а потом проректором Самарского университета. С 1 ноября 1921 г. состоял ответственным редактором Университетских изданий, с 7 ноября того же года директором фундаментальной библиотеки университета. 19 августа 1923 г. уволился из Самарского университета по собственному желанию.

Студенческий состав университета был весьма разнообразным. Количественный состав студентов отличался в разные годы. Так к 1 января 1918 г. в университете обучалось 738 студентов, к январю 1919 г. уже 2009 человек, а в 1921 г. – 2626.

На настоящей выставке представлен документы из личных дел студентов Гайворовского Александра Александровича, Митерева Георгия Андреевича, Ожиганова Дмитрия Герасимовича.

Гайворовский Александр Александрович (16 октября 1899 – 8 мая 1963 гг.). Родился в Самаре. Учился в реальном училище, сначала в Самаре, затем – в Симбирске (1914-1917). В 1918 г. поступил в Самарский государственный университет, сначала на историческое отделение историко-филологического факультета, а после преобразований – на психологическое отделение педагогического факультета. Окончил университет в 1921 году.

После окончания университета с 1921 по 1925 гг. работал ассистентом кафедры психологии и экспериментальной педагогики Самарского государственного университета. После закрытия университета в Самаре уехал в Белоруссию. В 1925-1930 гг. работал на кафедре психологии Белорусского государственного университета.

В 1930 г. приказом ректора был утвержден профессором Кубанского педагогического института (г. Краснодар). В 1931 г. без защиты диссертации, по опубликованным работам, ГУСом Наркомпроса был утвержден в ученом звании профессора. В 1932-1934 гг. Гайворовский А.А. работал профессором кафедры психологии Ростовского педагогического института. В 1931 г. он возвратился в г. Самару, где до 1961 г. работал в должности профессора и заведующего кафедрой педагогики и психологии. Стаж работы в Куйбышевском педагогическом институте 26 лет, читал лекции на всех факультетах по общему и специальному курсу психологии. Автор 60 научных работ. В годы Великой Отечественной войны находился в рядах Красной Армии: был лектором, инструктором. Гайворовский А.А. награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», а также благодарностями и грамотами. Ушел на пенсию 7 февраля 1961 г. Умер 8 мая 1963 г.

Митерев Георгий Андреевич (23.04.1900-1977 гг.) — советский врач, Народный комиссар здравоохранения СССР (1939—1946 гг.), Министр здравоохранения СССР (1946—1947 гг.), доктор медицинских наук, профессор. Родился 23 апреля (5 мая) 1900 г. в селе Бариновка Утевской волости Бузулукского уезда Самарской губернии. В 1919 – 1921 г.г. – учитель, заведующий детским домом. В 1925 г. окончил медицинский факультет Самарского университета. В 1925 – 1926 гг. работал стажёром в Самарской центральной больнице и венерическом диспансере. В 1926 – 1930 г.г. – заведовал вендиспансером и Мелекесским районным отделом здравоохранения (Самарская губерния). С 1930 г. работал в больницах Ульяновска. В 1932 – 1933 гг. занимал должность государственного санитарного инспектора Средне-Волжского края.

С 1933 г. по 1936 г. – главный врач Куйбышевской центральной больницы имени Н. И. Пирогова. В 1936 – 1939 гг. занимал должность главврача Куйбышевской клинической больницы. 8 сентября 1939 г. назначен наркомом здравоохранения СССР. Во время Великой Отечественной войны возглавил огромную работу по оказанию медицинской помощи населению и раненым бойцам РККА, борьбу с эпидемиями.  17 февраля 1947 г. как «не справившийся с порученным ему делом» снят с поста, а в августе 1947 г. судом чести при Министерстве здравоохранения ему был объявлен строгий выговор «за антигосударственные и антипатриотические поступки». С 1947 г. был директором Государственного научно-исследовательского санитарного института имени Ф. Ф. Эрисмана. В 1954 – 1971 гг. –  председатель исполкома Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. В июне 1971 года вышел на пенсию. Умер 10 января 1977 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Ожиганов Дмитрий Герасимович (30.10.1892 – 27.10. 1978 гг.), геолог. Учился в Самарском университете. Доктор геолого-минералогических наук (1954), профессор (1955). Заслуженный деятель науки и техники БАССР (1957). Научная деятельность связана с геологией, стратиграфией. Под руководством Ожиганова составлены геол. карты БАССР и Оренбургской области масштаба 1:500000 и 1:1000000, карты полезных ископаемых БАССР. Автор более 40 научных трудов. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1949).


Развернуть