Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия
Контактная информация
443096, г.Самара,
ул. Мичурина, 13
приемная: (846) 265-08-69
e-mail: office@regsamarh.ru

Малинкин Е.М. «Все на велосипед!»

Один из главных символов активного летнего отдыха в Самаре – это, конечно же, велосипед. С наступлением летнего сезона для многих самарцев велосипед  становится неотъемлемой частью свободного времени, а для некоторых - даже основным видом транспорта. По выходным сотни любителей  велоотдыха отправляются за Волгу.

         Велоспорт в Самаре любят уже многие десятилетия, чему способствовали и спортивные достижения ещё куйбышевских велосипедистов, завоёвывавших олимпийские медали, побеждавших на различных общесоюзных и мировых соревнованиях. А когда велосипед пришел в губернию и кто был первыми велосипедистами города?   Рассказать об этом могут архивные документы и самарские газеты начала XX в.

         Судя по всему, первые велосипедисты появляются в Самаре в первой 1890-х годов. А первая организация  велолюбителей города была организована в 1894 г., когда 15 октября (по ст. стилю) такие известные горожане  как купцы Ю.Б. Христензен, Н.Д. Батюшков, купец и художник К.П. Головкин, Н.К. Реутовский и другие. 15 марта 1895 года утвердили  устав Общества велосипедистов-любителей. 15 марта 1895 г. Товарищ Министра внутренних дел России сенатор генерал-лейтенант Н.И. Шебеко утвердил Устав Общества.

Насколько быстро распространялся новый вид передвижения в Самаре определить трудно, но с точно можно сказать, что  общество велосипедистов-любителей просуществовало до 1902 года и было распущено собранием членов. Причина была простой -   «…езда на велосипедах уже вошла в обычай, и прекратилось поступление членских взносов». Прошло еще более пяти лет, прежде чем в самарской прессе появилось сообщение о первых велосоревнованиях. Состоялись они на главной улице города, улице Дворянской, где 17 августа 1908 г. прошли велогонки  «на велодроме». 

Следующей вехой в «велосипедизации» Самары стало образование в городе яхт-клуба, очень быстро ставшего флагманом самарского спорта. В целях общефизического развития яхтсмены занимались всеми доступными видами спорта и велосипед не стал исключением.  В мае 1912 г. велосипедным  отделом Самарского яхт-клуба была организована  первая большая велопрогулка за город  - в сёла Курумоч, Новый Буян и Сергиевск. До Курумоча прогулка была совершена на пароходе, а оттуда до Сергиевска и обратно на велосипедах.

С этого времени сообщения о велосоревнованиях в Самаре становятся регулярными. Так, 23 сентября  1912 г. на ипподроме Александрова (площадка самарского яхт-клуба, находился на месте Дома промышленности) состоялись велосипедные гонки. Гонщики были разделены на три класса. Рекорд на ½ версты (три круга) установил Ситовский (член гимнастической группы яхт-клуба, известный самарский спортсмен того времени). В первом классе на 3000 м победителем стал Савичев (имя и отчество спортсменов в дореволюционной прессе указывалось довольно редко). Во втором классе на 2225 метров первый приз  (серебряный подстаканник) получил Трескин, второй  приз (жетон)  получил Котельников.  В 3-ьем классе на 1500 м первым оказался Смирнов (член гимнастической группы яхт-клуба), вторым – Кован. Они получили по жетону. В гандикапе на 1500 м первый приз достался Смирнову, второй – Ковану. В общем заезде на 5000 м для всех трёх классов первый приз получил Савичев.

Чаще всего велосипедисты соревновались на ипподроме, на велодроме на Дворянской и на площадке яхт-клуба. Как правило, соревнования собирали большинство спортсменов Самары. Тогда же начали устанавливаться и первые рекорды. Так, например, 5 мая 1913 г. рекорд скорости на 500 м на велодроме установил гонщик Ябин (55 сек.).

Продолжали происходить гонки и за пределами города. Так, в начел июля 1913 г. члены гимнастического отдела речного яхт-клуба Орлов и Зигмунтович во главе с преподавателем лёгкой атлетики гимнастической группы яхт-клуба Н.П. Харитоновым (одним из главный пропагандистов спорта в последние дореволюционные годы в Самаре) устроили состязания в беге Самара -  Зубчаниновский посёлок. Первым финишировал Орлов, преодолев всё расстояние (около 15 верст) в 1 час 17 мин. Участников сопровождали 7 велосипедистов.

С началом I Мировой войны велосипедные соревнования приобретают новое значение – благотворительное. Например, в 1915 г. в городе прошли сразу три подобных велотурнира. В середине июля  на скаковом ипподроме, состоялись первые в летнем сезоне 1915 года велосипедные гонки, устроенные вновь образованным спортивным кружком велосипедистов самарского трубочного завода. В гонках, устроенных в пользу раненых, приняло участие более 20 велосипедистов.  Затем уже в начале августа на ипподроме общества рысистого коннозаводства,  состоялись вторые велосипедные гонки, устроенные кружком спортсменов  самарского трубочного завода, доход от которых предназначался в пользу воинов действующей армии. Завершился благотворительный марафон  16 августа, когда  на старом скаковом ипподроме, прошли велосипедные гонки, организованные велосипедным кружком Трубочного завода, а также соревнования по «пешему бегу» и футбольный матч. Полученные средства были переданы в пользу раненых.

Такова краткая история зарождения велосипедного спорта до 1917 года. Пройдет совсем немного времени и он станет одним из самых любимых видов спорта и активного отдыха горожан.

 

Малинкин Е.М. – начальник  отдела использования архивных документов Самарского областного государственного архива социально-политической истории, к.и.н.