Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия
Контактная информация
443096, г.Самара,
ул. Мичурина, 13
приемная: (846) 265-08-69
e-mail: office@regsamarh.ru

Дубровина Е. Н. "Челюскинцы в Самаре"

В июле 1934 года вся Самара  ожидала гостей. Это были необыкновенные гости – это были ЧЕЛЮСКИНЦЫ!

Кто такие челюскинцы сегодня знают далеко не все, даже люди старшего поколения  не все помнят, чем они знамениты, чем прославились – то ли ехали на Северный полюс на собачьих упряжках, то ли что-то открыли на Севере, про  молодежь  говорить не приходится. На  вопрос, кто такие челюскинцы, большинство опрашиваемых  ответить не смогли. А потому –  небольшая предыстория, чтобы было понятно, почему же так взволновались жители Самары, ожидая гостей.

Пароход «Челюскин», построенный  на датских верфях  по заказу Советского Союза и спущенный на воду  11 марта 1933 г., отправился в  своё историческое плавание 2 августа  того же года из Мурманска, взяв на борт 112 человек. Это были члены экипажа и члены экспедиции, возглавляемой  членом-корреспондентом АН СССР О.Ю. Шмидтом. Цель экспедиции  – отработать схему доставки грузов в самые восточные  районы побережья  Северным морским путём за одну короткую летнюю навигацию.   Беззащитность парохода  «Челюскин» перед полярными льдами проявилась довольно быстро – уже 13 августа  произошла серьёзная деформация корпуса, появилась течь.  Встал вопрос о возвращении, но было принято решение о продолжении пути.   Самоотверженно пробивался «Челюскин» сквозь сплошные льды. Но  судьба оказалась к нему  немилостива: 13 февраля 1934 г. пароход затонул, раздавленный сжатием льдов. Ещё заранее, когда ситуация стала наиболее критичной,   экипаж  выгрузил на льды     с судна продовольствие и  часть  грузов. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. Колония  людей на льду Северного Ледовитого океана – случай неслыханный!

После крушения и высадки на льды была образована правительственная комиссия по спасению челюскинцев. Возглавил её В. Куйбышев.  В возможность спасения многие специалисты не верили. Некоторые западные газеты писали, что люди на льду обречены и вселять в них надежду на спасение негуманно, это только усугубит их страдания. Ледоколов, могущих плавать в Ледовитом океане, тогда ещё не было.   Надежда была только на авиацию.   

Два месяца – с 13 февраля по 13 апреля 1934 г.-104 человека, из них двое детей, боролись за жизнь, обустраивали  взлётную полосу для посадки самолётов, которая постоянно разваливалась, покрывалась трещинами, заносилась снегом. По воспоминаниям А.П. Боброва, помощника начальника экспедиции, строить аэродром на льдине – нелегкая задача: приходилось выравнивать горы льда, делать площадки   шириной 700 метров, длиной 150-200 метров. Работать приходилось по 16 часов.  Сохранить человеческий коллектив в таких экстремальных условиях – самый настоящий подвиг. История освоения Севера знает немало случаев, когда люди в подобных условиях теряли способность не только к коллективной борьбе за жизнь, но и ради личного спасения совершали по отношению к своим товарищам по несчастью тяжкие преступления.   Душой лагеря  челюскинцев был  О.Ю. Шмидт.  Может нам, сегодняшним, покажется странным, но там, в невероятно опасных условиях, на льдине  О.Шмидт выпускал стенную газету под названием «Не сдадимся!», читал лекции по философии. Радиосвязь с материком обеспечивал радист Э. Кренкель. За судьбой челюскинцев следили не только советские люди, но и без преувеличения весь мир. Спустя  три недели после гибели судна, 5 марта, лётчик  Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4  пробился к лагерю и снял с  льдины 10 женщин и двоих детей.  На следующий день льдина, на которой находились полярники, раскололась пополам. Следующий рейс был совершён только через месяц – 7 апреля. За неделю лётчики В. Молоков, Н.Каманин, М. Водопьянов, М.Слепнёв, И.Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев. Всего лётчики совершили 24 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, ставшее известным  всему миру.

Все  участники этой эпопеи – и полярники, и лётчики, спасшие их,  были  удостоены высоких наград. Лётчики стали первыми Героями   Советского Союза, непосредственные участники зимовки  были награждены  орденами Красной Звезды.

Вот таких героических гостей ждала в июле 1934 г. Самара! Конечно же, встрече предшествовала  подготовка. Были разработаны планы встречи, назначены ответственные. Более того, день прибытия-   12 июля - был объявлен общегородским выходным днём! Лучшим художникам  было поручено праздничное оформление  пристани, улиц и площадей, через которые пройдут челюскинцы. Весь путь следования гостей был украшен цветами, зеленью, лозунгами, портретами И.Сталина, В.Куйбышева и прибывших в Самару героев.  Кстати,  для сбора цветов и зелени для украшения улиц была привлечена вся городская пионерская организация. А еще были сооружены арки! Да не одна, а более двадцати красных арок от  водного вокзала  до площади Чапаева, а также  по  улицам  Советской (ныне ул. Куйбышева) и Ленинградской.  Устанавливались арки   и на Советской площади (ныне площадь им. Куйбышева) при входах в скверы.

Челюскинцы  и летчики  - А.Бобров, Э.Кренкель, А. Ляпидевский, И.Доронин, М.Водопьянов  с  семьями -  на пароходе «Стрежень» шли из г. Горького (ныне Нижний Новгород). Об их пребывании в городах Казани, Чебоксарах, Ульяновске велись репортажи в газетах. Газета «Волжская коммуна» давала специальные анонсы о продвижении и времени  прибытия  в Самару парохода с челюскинцами. Навстречу «Стреженю» вышли на двух пароходах старые большевики,  передовики предприятий, лучшие пионеры.  Пароход с героями-челюскинцами был ими встречен у Жигулёвских ворот. Один из встречающих пароходов подошел к борту  «Стреженя» и десятки  самарцев, как было написано в газете «Волжская коммуна»,  с ловкостью физкультурников  перебирались на его палубу. Всем хотелось быть поближе к героям, сказать им хоть несколько слов, услышать их.   О приближении парохода с челюскинцами к Самаре были даны специальные сигналы с   высланного навстречу самолёта «Амфибия»  – зелёная, красная, зелёная ракеты – пароход  подходит к городу. Пароход с челюскинцами  подходил к Самаре, окружённый целой флотилией  подоспевших лодок, катеров, яхт, моторок.   А  восторг и встречающих, и гостей вызвал неожиданно появившийся пожарный пароход, устроивший в честь героев импровизированный  движущийся фонтан на воде.  Берег был усыпан встречающими, Самара  заводскими и фабричными гудками приветствовала челюскинцев. По усыпанной зеленью и устланной коврами дорожке, мимо почётного караула     гости прошли к трибуне. Состоялся короткий митинг. А затем  гости и   партийные и советские руководители края   по живому коридору из почётного караула, встречающих самарцев проследовали на увитых зеленью  и цветами автомобилях по улицам Набережной (ныне ул. Горького), Ленинградской, Советской (ныне ул. Куйбышева) до площади Чапаева, где и состоялся грандиозный митинг. На нём выступали А.Бобров,  А. Ляпидевский, М.Водопьянов.   И когда программа митинга была уже исчерпана, народ не думал расходиться, а требовал к микрофону  Кренкеля, Доронина. Народу хотелось слышать   их – первых Героев страны Советов. Стенограмма выступлений  челюскинцев на  митинге в Самаре, хранящаяся в фондах СОГАСПИ, сохранила живую, образную, не казенную  речь. Это были не парадные выступления, а живой, интересный рассказ о пережитом. Конечно, не обходилось и без славословий в адрес  И.Сталина и партии, но не это преобладало в выступлениях.  Они рассказывали уже     известное всем присутствующем – о трудностях жизни на льдине, о спасении терпящих бедствие  полярников.  Рассказывали  о своём подвиге просто, с шутками. Взрывы смеха и аплодисменты прерывали их рассказы.  Вот как рассказывал о жизни на льдине Бобров: « Как мы себя чувствовали на льдине?  Мы себя чувствовали очень хорошо. За это время мы ни разу не вспотели, там было очень прохладно и там мы не страдали от жары, как здесь.  Чем мы занимались?  Основной работой  лагеря было  то, что мы устраивали  аэродромы и на это у нас шло очень много времени, но у нас были союзники очень сговорчивые, а я там был Наркомом труда. У нас работали по 18 часов в сутки и никаких выходных, никаких сверхурочных у нас не было. Здесь меня бы судили, но теперь всё по-другому – героям всё можно.  Мы делали аэродромы, научные работники вели свои работы и мы продолжали учиться […]». А еще в своих выступлениях и челюскинцы, и летчики призывали крепить оборону страны.  «Садитесь на самолеты, штурмуйте небо, учитесь метко стрелять, будьте готовы по любому зову партии и правительства деть отпор врагу» - говорил Ляпидевский.

         Выступления на многочисленных митингах привели к тому, что некоторые челюскинцы сорвали голос, как сказал Ляпидевский «Товарищи, у меня голос «подгулял», но я всё равно попробую сказать». И все выступления сопровождались нескончаемыми аплодисментами и криками ура!  И этот восторг, и восхищение героями  горожан был искренним!

         Два дня провели челюскинцы и летчики в нашем городе. Участвовали в пленуме Самарского горсовета, посетили  Станкозавод и швейную фабрику «Красная звезда». Вечером 13 июля они распрощалось с гостеприимной Самарой.  А в память о подвиге и о визите героев  в городе появилась улица Челюскинцев.

 

Заместитель директора ГБУСО СОГАСПИ                       Е.Н.Дубровина