Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия
Контактная информация
443096, г.Самара,
ул. Мичурина, 13
приемная: (846) 265-08-69
e-mail: office@regsamarh.ru

Дубровина Е.Н. «Комсомольская пасха в Самарской губернии»

Проведя в январе 1923 г. комсомольское рождество, самарские комсомольцы, несмотря на ряд накладок, ошибок и недочетов, решили уже с первых дней февраля начать подготовку и провести   не менее  шумно  кампанию «развенчания богов»,  «вторую атаку на богов» в пасхальные дни.  Уже 27 февраля в газете  «Голос молодёжи», являвшейся органом Самарского губкома РКСМ, была опубликована статья «О комсомольской пасхе» с призывом всем членам союза готовиться к комсомольской пасхе. А чтобы «смысл антирелигиозной пропаганды был вполне усвоен, необходимо подзаняться изучением исторического материализма, политэкономии, основами естествознания. […] Проведение комсомольской пасхи – это второй, сильный удар по небу, и религии, это рассеивание религиозного обмана и самообмана».

Сценарий  комсомольской пасхи оригинальностью не отличался: планировали провести факельное шествие вокруг кафедрального собора и церквей в противовес пасхальному крестному ходу верующих, митинг у церкви на Ильинской площади, карнавал с ряжеными и моделями богов, который должен был завершиться на площади Революции.  Перед собором планировался провести комсомольский суд над религией.  Но   в середине марта все губкомы получили  директивное письмо ЦК комсомола, в котором опыт проведения комсомольского рождества хоть и признавался удачным, но к проведению комсомольской пасхи требовал  совсем другой подход - более пропагандистский и научный. Объяснялось это тем, что  вокруг пасхи накопилось значительно больше традиций и обычаев, очень сложного происхождения, требующих для борьбы с ними больших знаний от комсомольцев.   Поэтому ЦК категорически запретил устройство каких бы то ни было уличных демонстраций и карнавалов и предложил  сосредоточить кампанию в стенах клубов и предприятий. «Самые дни пасхи должны быть ознаменованы широкими, массовыми клубными вечерами, в которые должна вовлекаться беспартийная рабочая молодежь. Клубных вечеров должно быть два-три с тем, чтобы каждый праздничный день комсомолец и молодой рабочий мог продолжить в своем клубе». Инструкция ЦК РКСМ  предписывала проводить кампанию в сотрудничестве с партийными и профсоюзными организациями и  строго фиксировать все  мероприятия комсомольской пасхи.

Учтя директивные указания ЦК комсомола, Самарский губком изменил план проведения комсомольской пасхи.  Проведение  было намечено только  в клубах, никаких уличных шествий, митингов, карнавалов не предусматривалось.  Запланированы были, как записано в Плане     проведения комсомольской пасхи в губернии, антирелигиозные отделы в газетах «Коммуна», «Крестьянская правда», «Голос молодёжи», регулярное размещение библиографических списков на тему  «что читать против Бога», выпуск листовок  и лозунгов.  В «Указаниях к проведению клубного вечера «Комсомольской пасхи»» от 27 марта 1923 года говорилось: «Клубный вечер «Комсомольской пасхи», приуроченный к «Светлому Воскресению», является центральным моментом всей кампании и должен быть особенно тщательно подготовлен. Важно втянуть в подготовку и проведение вечера возможно больше участников. Во всяком случае все клубные кружки (музыкальный, художественный, литературный и др.) должны свою работу применить исключительно к пасхальной кампании».            Нужно сказать, что на местах комсомольцы были разочарованы таким поворотом. Так, ячейка РКСМ при станции Кинель планировала  провести   антипасхальный карнавал и даже создала организационную пятерку, куда вошли не только комсомольцы, но и представители партийной и профсоюзной  организаций, волисполкома, школьный работник. Но полученный из уездного комитета комсомола новый план отменил карнавал.   Пришлось перестраиваться и кинельским комсомольцам, заменив  уличное веселье беседами и лекциями.

В день Пасхи 8 апреля 1923 г.  газета  «Голос молодёжи» была напечатана праздничным красным цветом под лозунгом «Смерть религии, порабощающей народы».  В редакционной статье разъяснялись задачи комсомольской пасхи:  антирелигиозная пропаганда,  рассеивание религиозного дурмана,  пропаганда научных знаний,  выявление правды о Христе. «Агитация заменяется преимущественно пропагандой научной. Отсюда:   отсутствие уличных шествий, карнавалов, митингов и перенесение  празднования в клубы и на предприятия». Газета была полна частушек «на комсомольскую пасху», антирелигиозных стихов антирелигиозных статей, рассказов и лозунгов. «Праздничный» тираж был увеличен до 3 тысяч, когда как в другие дни газета выходила тиражом не более   2500 экземпляров.

Отчёты о проведении  пасхи комсомольских организаций разнообразием не отличались: начинались мероприятия пением «Интернационала», затем  доклады, постановки антирелигиозных пьес, а затем танцы, танцы до утра. Правда, часть комсомольцев  Первого района г. Самары, не утерпев,  из клуба  всё же отправились к храму, прихватив с собой большой фонарь из бумаги, на котором были надписи «Долой раввинов и попов», «СССР», «РКСМ», красные звёзды. Но вскоре вернулись в клуб, на танцы.   Так же    проводилась комсомольская пасха и в селе Красный Яр. Как отмечено в Отчёте о мероприятии «было прочитано два доклада  на антирелигиозные темы, которые были выслушаны со вниманием. Только при первом ударе колокола  беспартийная молодёжи и члены кульпросвета  удалились, желая видно поймать двух зайцев». 

И если отчёты комсомольских организаций, а особенно репортажи в газете «Голос молодёжи»  о праздновании комсомольской пасхи отличались бодростью и восторженностью, то  Самарский    губком комсомола  охарактеризовал проведённое мероприятие более сдержанно и даже критически: «комсомольская пасха прошла, в общем, удовлетворительно, пропагандистская часть была достаточной, было мало живости комсомольской (нужно отметить отсутствие живости, инициативы, ничего нового не придумывают, песен не знают, всё  шаблонно: пьесы, декламации, танцы».

В дальнейшем комсомольские рождество и пасха не проводились. Конечно, полного отказа от проведения антирелигиозных кампаний в дни религиозных праздников не произошло. Они перестали быть только комсомольскими, поэтому названия "комсомольское рождество" и "комсомольская пасха" были заменены на "антирождество" и "антипасха". Основное руководство проведением данных кампаний перешло к парткомам. 

Дубровина Е.Н., заместитель директора Самарского областного государственного архива социально-политической истории