Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия
Контактная информация
443096, г.Самара,
ул. Мичурина, 13
приемная: (846) 265-08-69
e-mail: office@regsamarh.ru

Малинкин Е.М. «Niños de Rusia» («Дети России») в Куйбышеве

В Центральном государственном архиве Самарской области и областном архиве социально-политической истории  хранятся документы, связанные с учреждением, находившемся в г. Куйбышеве в 1930-1940 годах,  о котором сейчас уже мало кому известно.  В городе на тот момент существовал не один детский дом, но был среди них особенный. Детский дом для испанских детей появился в Куйбышеве незадолго до войны. Нельзя не сказать о том, как вообще испанские дети появились в СССР и как сложилась их судьба в нашей стране.

23 июня 1937 г. в СССР прибыл пароход «Сантай» с группой испанских детей из семей республиканцев, которых вывезли из страны во время Гражданской войны в Испании 1936 – 1939 годов. Всего в разные страны из Испании тогда отправили 32 тысячи детей, из них 3,5 тысячи – в СССР. После окончания войны в 1939 г. все другие страны вернули их на родину, но тех, кто находился в Союзе, не выпускали до 1950-х гг.

Их родители не видели другого выхода – им казалось, что только таким способом они могут спасти жизни свои малышам. Они надеялись, что разлука будет кратковременной, никто не подозревал, что для уехавших в СССР возвращение на родину станет возможным не раньше, чем через 20 лет, а некоторые вообще не вернутся.

В большинстве стран, приютивших испанских детей-эмигрантов, их распределяли по семьям, в СССР для них были созданы дома-интернаты. В 1938 г. открыли 15 детских домов: под Москвой, Ленинградом, в Киеве, Харькове, Херсоне, Одессе и Евпатории. При этом условия содержания детей в таких интернатах были значительно лучше, чем в обычных детских домах – власти заботились о престиже страны. Нормы содержания одного воспитанника были в 2,5-3 раза выше, чем в других интернатах, летом детей со слабым здоровьем вывозили в крымские пионерлагеря, в том числе в «Артек».

Однако адаптироваться испанским детям в советских детдомах было гораздо сложнее, чем в других странах. Большое внимание тут уделялось идеологическому воспитанию, регулярно проводились политбеседы и «семинары по ознакомлению с основой советского строя, с задачами и работой ВКП (б)». Пропаганда работала эффективно – в результате дети писали восторженные письма в СМИ. 

В 1939 г. Гражданская война в Испании закончилась, и большинство детей вернулись из других стран на родину. Но советское руководство заявило, что «не отдаст детей в руки хищного франкистского режима». Права выбора у испанцев не было, им отказали в возможности выехать из СССР, объяснив это тем, что на родине их ждут репрессии со стороны правящего режима генерала Франко. В том же году многие испанские учителя были объявлены социально опасными, обвинены в троцкизме и арестованы.

В 1941 г. началась Великая Отечественная война, все тяготы которой испанцам пришлось переживать наравне с советскими детьми. Достигших призывного возраста отправляли на фронт. В боях с гилеровскими войсками погибло 207 испанцев. . 

Оставшимся в живых испанцам возможность вернуться на родину представилась только после смерти Сталина, в 1956-1957 гг. Некоторые предпочли остаться в СССР, так как к тому моменту успели обзавестись семьями, А некоторых отказались принимать уже на родине - режим Франко препятствовал приезду в страну взрослых людей, получивших воспитание при коммунистическом режиме. Всего из 3,5 тысяч вернулись лишь 1,5 тысячи, около тысячи – умерли. 

Такова трагическая история «Niños de Rusia». Возникает вопрос – как они оказались в Куйбышеве, если их изначально расселяли по детским домам и интернатам Ленинграда и Подмосковья? К сожалению, документы, имеющиеся в самарских архивах не дают ответа на этот вопрос. Согласно отчету, составленному по итогам проверки, проведенной в июне 1940 года «бригадой», состоявшей из представителей ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС, а также Наркомпроса РСФСР детский дом для испанских детей был организован в Куйбышеве в октябре 1939 года и находился на Поляне им. Фрунзе.   В Куйбышев прибыли дети, находившиеся до этого в детских домах Подмосковья и Ленинграда.  На момент создания здесь находились 153 воспитанника: 54 девочки и 99 мальчиков. Большинству детей было от 9 до 14 лет. Вместе с детьми прибыли две воспитательницы и  учительница испанцы.

Ни в отчете, ни в документах самого детского дома, хранящихся в Центральном архиве области, подробностей быта, повседневной жизни воспитанников мы практически не найдем. Имеющаяся же информация рисует чрезвычайно безрадостную картину жизни испанских детей в Куйбышеве.

В 1939 – 1940 гг. детский дом имел внутреннюю начальную школу с преподаванием всех дисциплин на испанском языке. В школе учились все дети, находившиеся  здесь. Были созданы даже пионерская и комсомольская организации. Главные проблемы для воспитанников и персонала заключались в трудностях снабжения дома, находившегося очень далеко от центра города,  самыми необходимыми вещами.

Особенно трудными были осень и зима 1939-1940 годов. Первая проблема – тепло и вода. До весны 1940 года в детском доме постоянно отсутствовали горячая вода, электричество,  топливо для обогрева. Для теплолюбивых испанцев это становилось проблемой вдвойне. Приходилось использовать ненадежные керосиновые лампы,  весьма небезопасные для деревянного здания. Водоснабжение дома шло  из общего колодца с помощью старого насоса – неудивительно, что вода была не лучшего качества, да и её могли лишиться в любой момент. В итоге - антисанитария, а следовательно, вшивость, чесотка, дифтерия, скарлатина, а также массовые заболевания гриппом и ангиной.

Кроме технического состояния самого дома, не было и нормального  сообщения с основной частью Куйбышева. Своего транспорта у администрации дома не было, а до ближайшего шоссе путь был совсем не близкий – 3,5 км. В результате – перебои с доставкой продуктов, транспорт с которыми  застревал на бездорожье, отчего их приходилось перетаскивать вручную даже от трамвайной линии. Недоумение вызывает описание продуктов, с которыми также были большие проблемы. В отчете  указывается, что такие продукты как мясо, овощи, макароны, кондитерские изделия детский дом практически совсем не получал, а жиры, сахар, яйца – в ограниченном количестве. Возникает вопрос – чем же тогда питались дети? Документы не дают ответа и на этот вопрос.

По все этой же причине порой больных детей по несколько дней не могли показать врачам. Фактически на осенне-зимний период детский дом стал островком, оторванным от города из-за отсутствия близких подъездных путей.

Можно представить настроение и состояние детей, да и преподавателей  от таких условий. Неудивительно, что дисциплина в детском доме была, мягко говоря, неудовлетворительной. В первую очередь это отражалась на успеваемости в школе. Как указано в отчете по обследованию школы: «имеется 13 человек второгодников, 17 человек, получивших испытания на осень и учащиеся 4-х классов не аттестованы по русскому языку». Драки и воровство со стороны детей были обычным явлением.

Не на высоком уровне было и преподавание. Текучка кадров, слабая профессиональная подготовка учителей, в том числе испанских, проблемы с трудовой дисциплиной.  Аналогичные проблемы были и с техническим, и с административным персоналом.  Ответственным работникам обкома партии вменялось самоустранение от контроля над детским домом.

В результате проверки проведенной в июне 1940 года бригадой, состоявшей из представителей ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС, а также Наркомпроса РСФСР Куйбышевскому обкому партии давались следующие рекомендации:

1. Благоустроить просёлочную дорогу от детского дома до ближайшего шоссе.

2. Окончить строительство  высоковольтной линии от городской магистрали до строящейся школы ГорОНО, что дало бы возможность детскому дому включиться в общегородскую электросеть.

3. Отремонтировать колодец.

4. Содействовать в приобретении для детского дома автобуса, грузовой «полуторки» и регулярно отпускать горючее для автомашин и отопления интерната.

5. Включить педагогический состав и весь контингент детей интерната в плановое снабжение продуктами питания.

6. Оказать помощь в подборе проверенных и опытных кадров, укрепить руководство детдома.

Весной 1940 года ситуация со снабжением детдома стала гораздо лучше. В отчете отмечается, что в бытовом плане  дети были уже обеспечены всеми необходимыми вещами, в том числе  одеждой, бельем. Кроме учебы они  занимались в различных кружках, в футбольной секции. На  август 1940 года планировалось перевести в Куйбышев еще около 100 детей, но, судя по всему, еще раньше детский дом был расформирован, а дети и учителя возвратились обратно в Ленинград и Московскую область. 

Так завершилась история отголоска Гражданской войны в Испании на берегах Волги. Что стало с этими детьми, которые два года прожили в нашем городе? Это можно узнать только, вероятно, только с помощью исследований в федеральных архивах Москвы и Санкт-Петербурга. В Самаре же остались имена, немного фотографий и документы, рассказывающие о жизни и быте этих несчастных ребят, оторванных войной от родины и родителей на долгие годы. Хочется верить, что большинство из них смогли вернуться домой.

   

Малинкин Е.М. – начальник  отдела использования архивных документов Самарского областного государственного архива социально-политической истории, к.и.н.