Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия
Контактная информация
443096, г.Самара,
ул. Мичурина, 13
приемная: (846) 265-08-69
e-mail: office@regsamarh.ru

Зубова О.В. Формирование оборонно-промышленного комплекса на территории Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. на востоке европейской части бывшего Советского Союза сложился крупный военно-промышленный комплекс. Самарская область, в  те годы Куйбышевская, стала одним из регионов, которому война дала мощный толчок к развитию авиационной, машиностроительной и химической промышленностям. Надо отметить, что первые предприятия по производству военной продукции были построены здесь еще в преддверии Первой мировой войны. Это Трубочный завод (в последствие завод им. Масленникова) в городе Самаре, выпускавший трубки для взрывателей, и  завод по производству взрывчатых веществ около станции Иващенково (г. Чапаевск).

За время войны промышленное производство на Урале увеличилось в 3,6 раза, а в Поволжье – в 3, 4 раза,  общий объем валовой продукции промышленности, производимой в восточных регионах страны к концу 1945 г., увеличился в 2 раза по сравнению с первой половиной 1941 г.[1]

16 августа 1941 г. на совместном заседании Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) был принят военно-хозяйственный план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. в котором говорилось, что «для скорейшего развертывания производственной базы в районах Поволжья, Урала, западной Сибири, Казахстана и Средней Азии и для обеспечения выполнения утвержденного военно-хозяйственного плана признано необходимым перевести в указанные районы промышленные предприятия Наркомбоеприпасов, Наркомвооружения, Наркомавиапрома и других наркоматов с передачей им соответствующих помещений»[2]. Далее  говорилось: в целях быстрейшего развития производства авиагорючего и авиамасел на Наркомат нефтяной промышленности возлагалась задача всемерного форсирования строительства нефтеперерабатывающих заводов и установок, в том числе Уфимского, Саратовского, Сызранского  заводов.

В течение июля – ноября 1941 года на восток страны было эвакуировано 1523 промышленных предприятия, из них в Поволжье – 226[3].

26 июля 1941 г. в Куйбышев прибыл первый эшелон с оборудованием Первого государственного подшипникового завода из Москвы[4]. Уже к 21 ноября завод выпустил первую партию подшипников для танков – 70 тыс. штук[5]. Позднее завод стал выпускать подшипники и для самолетов. С января 1942 г. приказом Наркомата среднего машиностроения был установлен ежесуточный график по производству и сдачи подшипников для танковой и авиационной промышленности. На руководителей предприятий (Саратова, Куйбышева, Свердловска и Томска) возлагалась персональная ответственность за его выполнение[6]. Невыполнение плана влекло за собой в лучшем случае смещение с должности.  Наряду с профилирующей продукцией работники эвакуированного подшипникового завода освоили производство различного рода вооружения – минометов, снарядов, гильз и гранат.

Московский завод расположили в городской черте, на территории военного городка, в ста пятидесяти отдельно стоящих зданиях бывших конюшен, казарм и холодных складов. Выделенные помещения были непригодных для производства, что заставляло руководство предприятия неоднократно обращаться к руководству страны с просьбой о выделении средств на реконструкцию[7], но финансов на это в годы войны не хватало. Подшипниковое производство в послевоенные годы переросло в одно  из крупнейших предприятий области - 4 Государственный подшипниковый завод. За свой героический труд, за выполнение и перевыполнение государственных заданий 23 января 1943 г. завод  и его директор Юсим Яков Соломонович были награждены орденами Ленина.

В первые дни войны правительство принимает решение эвакуировать на Восток из зоны, находящейся под угрозой оккупации, 11 авиационных заводов, и в октябре месяце основная их часть уже была на колесах. Но еще до войны, 6 августа 1940 года, было принято постановление под грифом «Совершенно секретно» о строительстве в районе города Куйбышева трех авиационных заводов, со следующими сроками окончания строительства: самолетостроительный завод № 122 завершить к 31 декабря 1941 г., самолетостроительный - № 295 - к 1 февраля 1942 г. и моторостроительный завод № 337 - к 1 мая 1942 г.[8].

Мощную производственную базу авиационной промышленности начали возводить на окраине Куйбышева (сегодня это один из городских районов), на станции Безымянка в 18 км от города.  Впоследствии сюда были эвакуированы: московские заводы  № 1 им. Сталина и № 24 им. Фрунзе, воронежский завод № 18 им. Ворошилова, заводы  № 454 и № 145, производящие вооружение для самолетов, заводы Оргавиапрома №№ 1, 35, 305, выпускавшие боевое и механическое оснащение для самолетов[9].

В ноябре 1941 г. в г. Куйбышев прибыл Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материалов[10], а 1 января 1942 г. сюда из Саратова переводят Наркомат авиационной промышленности[11]. Таким образом, уже к началу 1942 г. в г. Кубышеве находились практически все основные составляющие авиационного производства. 

К моменту прибытия авиационного завода № 1 им. Сталина, в Куйбышеве уже сформировался производственный коллектив из 5 тысяч рабочих и инженерно-технических сотрудников, и осуществлялась сборка МИГов до 10 самолетов в день[12].  Это производство организовали на основе оборудования прибывших в июле-августе 1941 г. заводов № 463 из Талина, № 464 из Риги, № 35 из Смоленска и № 8 из Днепропетровска.

Моторостроительный завод № 24 им. Фрунзе из Москвы так же разместили на уже подготовленной площадке – Куйбышевского завода № 337, вобравшего в себя оборудование заводов № 459 из Могилева и № 452 из Днепропетровска, часть оборудования Ленинградского завода № 181 торпедного вооружения. В бывших гаражах завода № 337 разместили московский завод № 1 Оргавиапрома, который прибыл позже других и в январе 1942 года находился еще в стадии монтажа[13]. Завод выпускал пневматическое оснащение самолетов.

Завод аэродромного оборудования № 454, перебазировавшийся с Украины, обеспечивал самолетостроительные заводы узлами крепления пушек, блочными держателями для подвески бомб, пулеметными установками. Вскоре мощность завода пополнилась оборудованием Московского завода № 487, выпускавшего стрелковое и бомбардировочное вооружение.

Завод разместился на территории и в корпусах обозостроительной артели «Ход».[14] Уже с 1 августа 1941 г. он начал выпуск продукции. За этот месяц выполнение плана по выпуску валовой продукции составило 114%. На сентябрь план увеличили в три раза[15].  Но и это не было пределом для тружеников тыла.  В июне 1942 г. завод получил телеграмму от Наркома авиационной промышленности с поздравлением слесаря-сборщика завода Архипа Трофимовича Шушкета в получении значка «Отличник соцсоревнования» за выполнения дневной нормы на 1102%[16].  Это не было единичным случаем, значительное перевыполнение плана за счет внедрения новых технологий и приспособлений вылилось в 1943 г. в движение «тысячников». В январе 1943 г. директор завода № 481 (г. Сызрань) в годовом отчете за 1942 г. приводит такие цифры: «в октябре мы имели 6 тысячников, в ноябре – 10, в декабре 20 человек»[17].

К февралю 1942 г. Управлением особого строительства НКВД СССР, организованного специально для создания авиастроительного комплекса в Куйбышевской области, были завершены первоочередные строительно-монтажные работы. Выстроено около одного млн. кв. м производственных и жилых площадей[18].

Когда прибыл первый эшелон с оборудованием завода № 18 из Воронежа, корпуса нового завода еще только строились: над главным корпусом  не было крыши, у других корпусов стены только начали подниматься над землей. Но прибывшее оборудование размещали в недостроенных корпусах и сразу, по окончании монтажа, станочники приступали к работе. Первый самолет ИЛ-2, собранный на Куйбышевском заводе поднялся в воздух 10 декабря 1941 г. Это стало возможно и потому, что планом эвакуации был предусмотрен вывоз готовых деталей, материалов и приспособлений, а также специалистов. Детально продуманная эвакуация и самоотверженный труд людей позволили за 35 дней перевезти огромный завод за тысячи километров, установить оборудование и, несмотря на сильные морозы, а ведь цеха были не достроены, начать выпуск самолетов. К 20 декабря собирали уже по одному самолету в день.[19] Позднее на территорию завода № 18 прибудет из Подмосковья оборудование завода № 35 по производству самолетных винтов.

В информационном сообщении на заседании партийных органов области 14 октября 1941 года говорилось, что рабочие и служащие эвакуированных заводов проявляют настоящий энтузиазм в работе, работают по 14-16 часов в сутки. А многие рабочие завода № 454 вообще не уходят домой. В цехах стоят козлы, на которых они спят 3-4 часа и вновь приступают к работе.

К концу 1942 года эвакуированные авиационные заводы освоили производство 14-ти новых типов самолетов: 5 истребителей, 6 бомбардировщиков, 1 штурмовика и 2 типов транспортников. За это же время было внедрено в производство 10 новых типов моторов.[20] А выпуск штурмовиков «Ил-2» куйбышевскими предприятиями составил 90% от общего числа этих моделей, собранных авиаторами страны.[21] В годы войны на авиационных заводах Поволжья было выпущено 66.681 самолет, что составило 48% от всесоюзного выпуска.[22] В их числе 15.258 истребителей, 28.321 штурмовиков, 10.721 бомбардировщиков и 11.413 легкомоторных самолетов. За образцовое выполнение заданий правительства по производству боевых самолетов в июле 1945 г. были награждены орденом Красного Знамени куйбышевские заводы НКАП: № 1 – директор Литвинов Виктор Яковлевич, № 18 – директор Белянский Александр Александрович, № 24 – директор Жезлов Михаил Сергеевич, № 207 – директор Засульский Виктор Иванович. Сами директора были награждены орденами Ленина.

В октябре 1941 года в Куйбышев начали поступать эшелоны заводов Наркоматов вооружения и боеприпасов. Заводу № 525 из Тулы потребовалось 35 дней, чтобы выдать первую продукцию на новом месте. Завод № 530 из Москвы за 23 дня восстановил свое оборудование в Куйбышеве. На восстановлении и реконструкции заводов самоотверженно трудились рабочие как эвакуированных, так и местных предприятий, жители города и области. 28 мая 1942 г. СНК СССР своим постановлением распорядился организовать досрочный выпуск 2 тысяч учащихся школ ФЗО для обеспечения рабочей силой 525 завода, а в июне, на этот же завод, было мобилизовано 1 тысяча человек из сельской местности Куйбышевской области[23].

За 10 дней было проведено монтирование первой очереди завода № 676 из Ленинграда. На одной площадке с ним разместили оборудование цеха прессованных изделий завода № 9 и цеха дымных порохов завода № 52 Наркомата боеприпасов. Первая линия дымных порохов была сдана в эксплуатацию 17 июня 1942 г. Производство бикфордова шнура развернули на базе опытных мастерских Водинского Серного рудника за счет оборудования аналогичного цеха завода № 59 Наркомата боеприпасов[24].

На подготовленной площадке для Московского завода химического вооружения № 145 расположились часть еще одного столичного завода № 261 и завод № 455 из Киева.

К концу 1942 года завершилось формирование завода № 693 на базе эвакуированного оборудования кабельных заводов «Москабель» и «Севкабель»[25].

Центром танковой промышленности в годы войны стал Урал. Три его крупнейших завода – Уралмаш, Кировский (г. Челябинск) и завод № 183 давали 2/3 всего танкового производства страны. Но и Куйбышевская область не осталась в стороне от танкового производства. В Куйбышеве выпускались подшипники для танков, и был построен механический завод по производству бронекорпусов для танков[26]. С прибытием на его территорию Подольского завода № 207 им. Орджоникидзе завод стал выпускать бронекорпуса для самолета ИЛ-2 и бронеспинки для других типов самолетов[27].

В город Чапаевск Куйбышевской области были эвакуированы Крымский авиаполигон и снаряжательный цех завода № 187. Чапаевский полигон до войны обслуживал 75 заводов, а с началом войны их число выросло до 176[28]. Кроме испытания артиллерийского вооружения, на полигон возложили производство снаряжения для изделия М-8 и испытание авиапродукции.

11 августа 1941 г. в Сызрань прибыл первый эшелон с оборудованием эвакуированного локомобильного завода из города Людиново,[29] а 6 ноября Сызранский локомобильный завод уже выдал первую продукцию – снаряды к минометам.

На производство боеприпасов в 1941 г. было переключено 382 предприятия страны 34 наркоматов, а в 1943 году боеприпасы выпускали уже 1300 предприятий 60 наркоматов и ведомств[30].

В июле 1942 г. в Сызране был введен в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод, работающий на местном сырье[31]. В кротчайшие сроки, в течение осени, к новому заводу был проложен трубопровод от Сызранского и Ставропольского нефтерождений. Комбинат комплектовался оборудованием Херсонского, Одесского и Туапсинского нефтеперерабатывающих заводов. Завод одновременно строился и давал продукцию. Катастрофически не хватало рабочих рук. В связи с чем, управляющий трестом «Востокнефтестрой» был вынужден обратиться в Обком партии с просьбой содействовать в прекращении мобилизации работников предприятия в ряды Красной  армии[32]. Несмотря на это, Сызранский крекинг-завод оказался в числе награжденных переходящим Красным знаменем в 1943 г. за выполнение годового плана по выпуску продукции на 107 %[33].

В 1943 г. началось строительство Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода, а 8 сентября 1945 г. он выпустил первую продукцию. Производственная мощность завода должна была составить 17 тысяч тонн бензина в сутки.

В 1945 г. куйбышевские нефтяники дали свыше одного миллиона тонн нефти, что составило чуть менее половины всей российской добычи. Куйбышевский нефтекомплекс заслуженно получила неофициальное наименовании «Второе Баку».

Таким образом, за годы войны Куйбышевская область (а теперь Самарская) превратилась в один из крупнейших индустриальных регионов страны. На ее территории сформировались новые отрасли промышленности – авиационная, подшипниковая, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая. Одиннадцать заводов области за самоотверженный труд в годы войны были награждены орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

 

Зубова О.В.,  заместитель директора  ГБУСО «ЦГАСО»

   


[1] История социалистической экономики СССР. Т. 5. Москва. 1978. С.190.

[2] Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1967 гг.). Сборник документов за 50 лет. Т. 3. Москва. 1968. С. 45.

[3] Кравченко Г.С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Москва. 1970. С. 113.

[4] ЦГАСО. Ф. Р-2558. Оп. 6. Д. 43. Л. 44.

[5] ЦГАСО. Ф. Р-4300. Оп. 1. Д. 2. Л. 3.

[6] ЦГАСО. Ф.Р-4300. Оп. 5. Д. 3. Л. 7.

[7] ЦГАСО. Ф. Р-4300. Оп. 5. Д. 19. Л. 1-3.

[8] ЦГАСО. Ф. Р-2064. Оп. 2. Д. 3. Л. 1.

[9] СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 9. Д. 184. Л. 10.

[10] Филиал РГАНТД. Ф. Р-124. Оп. 1-6. Д. 64. Л. 98.

[11] ЦГАСО. Ф. Р-56. Оп. 47. Д. 1. Л. 111.

[12] СОГАСПИ. Ф. 714. Оп. 1. Д. 900. Л. 29.

[13] ЦГАСО. Ф. Р-2064. Оп. 2. Д. 12. Л. 119.

[14] ЦГАСО. Ф. Р-2254. Оп. 5. Д. 6. Л. 47.

[15] СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 32. Д. 4. Л. 221.

[16] ЦГАСО. Ф.Р-2254. Оп. 6. Д. 3. Л. 54.

[17] Филиал ЦГАСО в г. Сызрани. Ф. Р-76. Оп. 1. Д. 150. Л. 33.

[18] СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 20. Д. 43. Л. 1-3.

[19] Каганов Л.Б. Так рождался «Летающий танк». Самарский краевед. Ч. 2. Самара. 1991. С. 33-35.

[20] Кравченко Г.С. Указ. соч. С. 179.

[21] Захарченко А.В. Создание авиапромышленной базы и развертывание производства боевой техники в Поволжье в начале Великой Отечественной войны, 1941-1942 гг. Телескоп: научный альманах. Выпуск 8. Самара. 2004. С. 41.

[22] Храмков Л.В. Военно-промышленный комплекс Самарской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Архивный фонд Самарской области как информационный ресурс общественно-экономического развития региона. Самара. 2003. С. 49.

[23] ЦГАСО. Ф.Р-2558. Оп. 6. Д. 87. Л. 60.

[24] СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 22. Д. 19. Л. 66.

[25] СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 22. Д.24. Л.10.

[26] ЦГАСО. Ф. Р-2064. Оп. 2. Д. 56. Л. 4.

[27] ЦГАСО. Ф. Р-4131. Оп. 3. Д. 2. Л. 2.

[28] СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 36. Д. 377. Л. 5.

[29] Филиал ЦГАСО в г. Сызрани. Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 239. Л. 9.

[30] История социалистической экономики СССР. Т. 5. Москва. 1978. С. 256.

[31] Филиал ЦГАСО в г. Сызрани. Ф. Р-712. Оп. 1. Д. 3. Л. 26.

[32] СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 20. Д. 12. Лл. 42-43.

[33] СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 7. Д. 17. Л. 15об.